Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение. Дискалькулия у младших школьников: упражнения для коррекции

Диагностика, коррекция и лечение дискалькулии

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение. Дискалькулия у младших школьников: упражнения для коррекции

Дискалькулия – это специфическое нарушение способности к изучению арифметики, проявляющееся, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте.

По сути, недуг являет собой целый комплекс нарушений, затрагивающих логические аспекты понимания арифметических действий, закономерности преобразования чисел и т.д.

 В большинстве случаев расстройство выступает в качестве самостоятельной патологии, не являясь симптомом какого-либо основного заболевания. Часто у детей с дискалькулией наблюдается еще и синдром дефицита внимания.

У взрослых людей данный недуг может свидетельствовать об органическом поражении головного мозга. Часто нарушения подобного рода возникают при инсультах, опухолевых новообразованиях, черепно-мозговых травмах, кистах в височной доле коры головного мозга.

Провоцирующие факторы

Рассматривая причины недуга, следует отметить, что его возникновение может быть связано как с общей задержкой умственного развития ребенка, так и являться следствием неких психотравмирующих обстоятельств.

Иногда у младших школьников развивается так называемая математическая фобия, связанная с негативным опытом обучения в прошлом.

Это могло быть принуждение к обучению, жестокие наказания за непонимание и плохие оценки и т.д.

К органическим факторам, приводящим к дискалькулии, можно отнести слабую обработку зрительной информации, когда ребенок не в состоянии адекватно визуализировать условия задачи, не запоминает формулы, необходимые для ее решения. У таких детей наблюдаются трудности с установкой последовательности математических расчетов, которые часто сопровождаются проблемами в письме или чтении.

Согласно наблюдениям специалистов, в группу риска развития дискалькулии входят дети из неблагополучных, асоциальных семей.

Классификация

В клинической практике применяется классификация дискалькулии, согласно которой недуг делится на следующие виды:

ВидХарактеристика
ПрактогностическаяПроявляется в затруднениях при подсчете предметов
Дислексическаяхарактеризуется неспособностью правильно прочитать символы, используемые в арифметике
ВербальнаяТрудности при устном назывании математических терминов и обозначений
ГрафическаяЗатруднения в процессе записи чисел и арифметических символов, сложности при необходимости графического воспроизведения геометрических фигур
ОперациональнаяТрудности, возникающие при выполнении разнообразных математических действий

Симптомы

Дискалькулия является довольно сложным расстройством, а ее симптомы не ограничиваются исключительно нарушениями счета. Клинические признаки заболевания могут быть следующими:

  • непонимание структуры чисел;
  • ошибки в устном обозначении чисел;
  • способность запоминать порядок цифр при непонимании их значения;
  • непонимание и трудности в запоминании арифметических терминов;
  • трудности, возникающие при сравнивании чисел или количества предметов;
  • неспособность воспроизводить цепочки математических действий и непонимание их смысла;
  • сложности с абстрактным счетом времени и интуитивным вычислением пройденного расстояния;
  • выполнение исключительно простейших математических действий при помощи ручного счета;
  • ошибки при написании чисел;
  • значительные трудности или невозможность выполнения арифметических операций со сложными числами.

Стоит отметить, что если дискалькулия не связана с общей задержкой умственного развития ребенка, она не является признаком низкого интеллекта. У детей с данным недугом могут наблюдаться выдающиеся способности в области иностранных языков, различных видах искусств и т.д.

Выявление и терапия

Обычно признаки заболевания первыми замечают родители ребенка и учителя в школе. Дальнейшая диагностика выполняется при участии логопеда и психолога. С ребенком проводится беседа, также ему предлагается выполнить определенные задания, связанные с арифметическими действиями. По результатам этой беседы определяется конкретный вид недуга и подбирается оптимальная коррекция недуга.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Мероприятия по лечению данного недуга проводятся при совместной работе логопеда, детского невролога, психолога и при необходимости других специалистов.

Как правило, коррекционные занятия проводятся в поликлиниках или непосредственно в детских садах и школах.

Терапия проводится в игровой форме при помощи специально разработанных для этих целей упражнений, обучающих счету, а также развивающих творческие способности, речевую и мыслительную активность детей.

Лечение при дискалькулии обязательно должно включать в себя терапию, направленную на правильное развитие речи ребенка.

Регулярные занятия с логопедом помогают маленькому пациенту увеличить словарный запас, параллельно изучив математические термины и их определения.

Обучение проводится постепенно и способствует формированию логических связей, развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики.

Своевременно начатая коррекция в большинстве случаев помогает достаточно быстро устранить имеющиеся у ребенка нарушения, а также значительно улучшить его успеваемость в образовательном учреждении.

Профилактика

Дискалькулия различных видов может быть предупреждена ранними занятиями с ребенком, грамотным обучением его счету, выполнением несложных математических действием с проговариванием.

Следует также уделить внимание развитию памяти и пространственного мышления.

Специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения, способствующих улучшению восприятия визуальных образов и мелкой моторики, обучать ребенка математическим терминам.

Для профилактики вербального типа дискалькулии рекомендуется учить ребенка названию различных арифметических действий, доступно объяснять их суть и учить использовать в речи математические термины.

Не менее важно обучить ребенка распознавать визуальные символы, задействованные в математике. Так, в основе профилактики недуга лежит, прежде всего, грамотное развитие логики, восприятия и памяти.

Источник: https://ODepressii.ru/deti/diskalkuliya.html

Акалькулия и дискалькулия – лечение, признаки. Первичная и вторичная акалькулия

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение. Дискалькулия у младших школьников: упражнения для коррекции

Акалькулия (а + лат. calculo — считать) представлена в виде нейропсихологического симптома, особенность которого заключается в утрате умения осуществлять арифметические действия из-за поражений коры головного мозга.Синонимом акалькулии является дискалькулия.

У пациентов наблюдается отсутствие способности сравнивать числа, вычитать и складывать их, решать элементарные математические задачи.

По сути, умение человека считать является интеграцией одновременно нескольких когнитивных умений. Рассматриваемая же патология провоцирует сложности в следующих областях:

  • ассоциация числа и его устного названия;
  • сравнение цифр с разными числовыми значениями;
  • регистрация в сознании значения числа и понимание его сути;

Симптоматика акалькулии часто является предшественником деменции, причина развития которой заключается в наличии поражений в лобной или теменной доле головного мозга.

Общая характеристика нарушения

Заболевание разделяется на несколько видов, что упрощает выбор метода терапии.

Описание

Акалькулия и дискалькулия – это два различных состояния, хотя внешне они достаточно схожи. В первом случае речь идет о симптоме основной болезни, а во втором присутствует самостоятельное заболевание.

Акалькулия впервые описана патологом из Швеции Ф. Хеншен. Она развивается, если поражается отдел головного мозга, в котором находится центр, отвечающий за математические функции.

Часто наблюдается сочетание данного состояния и сенсорной афазии.

Существует и противоположное состояние – синдром Саванта, при котором человек, наоборот, имеет уникальные чрезмерно высокие способности к математике.

Акалькулия и дискалькулия: отличия

Эти два нарушения, являющиеся одно симптомом, а другое самостоятельной патологией, по внешним проявлениям очень схожи. Поэтому без сбора анамнеза и общего обследования не всегда возможно сразу понять, какое из них имеет место.

В случае акалькулии лечение будет направлено на устранение заболевания или повреждения головного мозга, проявлением которых является данное состояние.

Терапия при этом проводится не только логопедом при помощи упражнений, как в случае дискалькулии, но и врачами с использованием лекарственных препаратов.

Синдром Саванта: симптомы и лечение

Профилактика дискалькулии

Профилактические меры нарушения будут зависеть от того, какой вид патологии у пациента:

  • Графический – профилактика такого вида нарушения возможна с помощью упражнений для развития зрительных образов, мелкой моторики, координацией между движениями рук и зрением.
  • Вербальное нарушение можно предупредить, обучая ребенка названиям математических действий и их сущности. Дети должны уметь правильно использовать понятия в своей речи. Происходит развитие всех функций памяти, ребенок приобретает понимание формы, цвета и размера.
  • Практогностический вид предупреждается при помощи обучения навыкам счета в математике, арифметические действия должны выполняться с их последовательным проговариванием. Важно, чтобы в слух проговаривался полученный результат. Должны развиваться зрительное восприятие, координация движения, возможность соотносить реальный предмет и его изображение.
  • Дислексический вариант предупреждается развитием зрительного восприятия у ребенка. Он должен иметь представление о форме, цвете, правильно распознавать и называть математические символы, понимать смысл знаков, развивать память и логическое мышление.

Все меры профилактики направлены на развитие устойчивого восприятия зрительно математических символов, а затем грамотное их применение в арифметических расчетах.

Своевременное обнаружение проблемы поможет искоренить ее в самом начале и повысить успеваемость ребенка в школе.

Виды акалькулии

Состояние классифицируется по причине появления и того, какие изменения при нем возникают. Так, акалькулия бывает первичной или вторичной.

При первичном наращении затрагивается непосредственно центр, отвечающий за возможность счета, а при вторичном патологические изменения происходят в различных участках коры больших полушарий, которые в той или иной степени участвуют в процессе восприятия цифр и счёта.

В зависимости от того какие нарушения отмечаются при данном состоянии, выделяется четыре его разновидности.

  1. Оптическая.
    У больного отмечается исключительно зрительное нарушение в восприятии цифр. Такое состояние характерно, когда затронута затылочная область церебральной коры. Обычно явление сочетается со зрительной агозией.
  2. Сенсорная или слуховая.
    Состояние характеризуется тем, что происходит нарушение в распознавании речи и звуков. Сложности обычно возникают не только с математикой, а и с общим пониманием. Развивается это патологическое состояние при повреждении верхней височной извилины. Сочетается оно с сенсорной афазией.
  3. Амнестическая.
    Эта разновидность характеризуется нарушением слухоречевой памяти. Возникает оно, когда основная патология затрагивает височные отделы коры больших полушарий. Также присутствуют и прочие нарушения памяти.
  4. Лобная.
    Какие-либо арифметические операции оказывается невозможны по причине расстройства в организации деятельности целенаправленного характера. Также отмечаются и прочие проявления основной болезни апраксии.

После выявления причины нарушения назначается лечение, для устранения основной патологии.
Дискалькулия — Что Это За Болезнь?

Развитие заболевания у детей

В школьном возрасте около 5 процентов детей страдают дискалькулией. Это непонимание принципа счета, невозможность различать арифметические действия. Акалькулия идискалькулия взаимосвязанные между собой заболевания.

Об акалькулии речь идет в том случае, если ребенок был умственно развит, но утратил способность в результате травмы или заболевания. При дискакалькулии у ребенка теряется возможность обучаться любым арифметическим действием, а часто это сочетается с проблемой невозможности распознавания букв.

Источник: https://neuro-orto.ru/bolezni/akalkuliya-eto.html

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение. Дискалькулия у младших школьников: упражнения для коррекции

К развитию патологии приводят:

    • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
    • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
    • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.

У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга.

К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы.

Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

    • нарушение в обработке зрительной информации;
    • пониженная концентрация внимания;
    • нарушение логического мышления;
    • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Симптомы проблемы

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры.

Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые.

Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

    • сложности с различением и написанием цифр;
    • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
    • нарушения координации тонких движений;
    • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
    • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
    • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
    • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
    • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может.

Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением.

На видео ниже данный аспект описан достаточно полно:

Формы дискалькулии

Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

    • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
    • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
    • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
    • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
    • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
    • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
    • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

    • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
    • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
    • сравнить два числа;
    • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
    • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
    • проанализировать схему тела человека;
    • определить направление вправо-влево.

После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

Как проводится коррекция дискалькулии

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

    • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
    • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
    • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
    • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
    • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
    • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
    • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам.

После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий.

Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

Способы профилактики

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком.

Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов.

Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий.

Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму.

Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

Симптомы дискалькулии

  1. Ребенок не понимает структуру числа;
  2. Операции со сложными числами вызывают серьезные затруднения;
  3. Ребенку трудно сравнить количества предметов;
  4. Не может произвести цепочки арифметических действий;
  5. Не понимает смысла этих арифметических действий (сложив числа 3 и 45, может получить 388);
  6. Не может запомнить математические термины.

  1. Математическая фобия. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появились неуверенность в себе и страхи перед математическими  примерами.
  2. Слабая обработка зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности». Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.
  3. Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не способны запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).

Мероприятия по лечению данного заболевания проводят в школьных логопедических пунктах, в поликлиниках, детских специализированных учреждениях. Для коррекции необходима совместная работа различных специалистов (логопед, невролог, психолог и другие). Они проводят комплексный курс коррекции дискалькулии, развивают зрительно-пространственную мыслительную деятельность, способность программирования математических конструкций, логико-абстрактную деятельность. Формируют у детей процессы самоконтроля.

Источник: https://simptomi.online/bolezni/detskie-zabolevaniya/diskalkuliya-simptomy-i-lechenie.html

Игры для коррекции дискалькулии – Дискалькулия

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение. Дискалькулия у младших школьников: упражнения для коррекции

Если это вербальнаядискалькулия, при которой дети не запоминают и качественно не используют математическую терминологию, то работать нужно по всем направлениям формирования математических представлений:

  • Учиться считать предметы и называть их общее количество на наглядном примере. Важно называть количество и счет словами, учить запоминать эти слова и их последовательность. Например, разложить дома вилки и ложки на столе и посчитать их.
  • Развивать понимание слов, обозначающих математические понятия. Те же самые ложки, вилки, можно подключить игрушки, обувь, предметы одежды, части тела, считать и акцентировать внимание на числе: вот одна ложка, а вот один ботинок, а теперь покажи один пальчик. Теперь ты понял, сынок, что это один какой-то предмет. Тогда дай мне один носок и т.д.
  • Развивать умения пользоваться математической терминологией в разных видах деятельности, если чертим в тетради круг – это называется окружность, берем в руки чашечку, проводим детским пальчиком по ее поверхности – это тоже окружность.
  • Развивать пространственное восприятие. Учить ориентироваться в собственном теле, в пространстве. Это полезно для развития абстрактного мышления в целом. Уже в год ребенок должен показывать все части тела и учиться понимать, а что у него наверху, что внизу, что спереди, а что сзади.
  • Активизировать зрительную и слуховую память. Показывать картинки с цифрами и количеством предметов, заучивать небольшие стихотворения, подкрепляя их наглядным показом движений и эмоциями. Например, заучивание стихотворения:

Лебеди летели,

И на воду сели,

Сели, посидели,

Снова полетели.

Нужно эмоционально махать руками, изображая взмахи крыльев лебедей их полет, а затем приземлиться и как бы поплюхаться в воде. Это здорово развивает память!

  • Считать предметы и называть их, согласуя числительные с существительным: одно яблоко, два яблока и т.д. А потом спрятать и спросить: сколько не стало яблок? Одного, двух, трех и т.д., таким образом, на наглядном примере развивать лексику и грамматику.
  • Развивать слуховое восприятие. Назвать несколько чисел вразброс и попросить, чтобы ребенок повторил их.
  • Развитие сенсорных представлений: работать с формой, величиной, цветом, учить ребенка разграничивать эти понятия, сравнивать, находить сходства и различия. Дай мне такой же по цвету кубик, а теперь дай кубик другого цвета, но такого же размера, а теперь дай мяч такого же цвета и размера как кубик.

Если у ребенка практогностичекая дискалькулия, при которой недоразвито восприятие образа предмета, его формы, признаков и свойств, действий с ним, затруднен счет предметов, то необходимо формировать:

  • Представление об образе предмета и его символическом изображении. Например, как обозначить колючесть: ежик, иголки. А как кислость предмета? Лимон.
  • Навыки счета: считать все предметы подряд и называть. Здесь необходимо учить соблюдать именно порядок при счете, не перескакивая через цифры.
  • Словесное обозначение системы исчисления и последовательность счета. Каким словом можно назвать пару ботинок (показать), а количество пальцев на руке? Также можно поиграть в такую игру: назови число, которое идет после пяти, девяти, а что стоит перед цифрой два?
  • Называние итога счета и соотношение его с количеством предметов или пальцев.
  • Зрительно-пространственное восприятие. Здесь могут подойти любые предметы, например, пуговицы разной величины, формы и цвета, а также чашечки или формы для песочницы соответствующие цвету, размеру (большие, маленькие) и форме пуговицам. А теперь попросим малыша разложить квадратные пуговицы (можно детали мозаики) в квадратные формочки, круглые – в круглые, треугольные – в треугольные. Так же раскладываются по цвету и размеру.
  • Зрительную и слуховую память на примере эмоционального заучивания стихов.
  • Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук с помощью манипуляций предметами: собирать пазлы, раскладывать пуговицы, собирать мозаику, вырезать ножницами; координацию движений с помощью логоритмических упражнений.
  • Пополнять словарь на основе наглядного материала.

Если у ребенка дислексическаядискалькулия, которая проявляется в неспособности освоения чтения задач, заданий, примеров математического содержания, то поработать предстоит в следующих направлениях:

  • Формировать зрительный образ математических знаков и геометрических фигур. Для этого нужно показывать картинки с данными символами и фигурами. Положить перед ребенком три картинки, попросить запомнить, потом убрать одну и спросить: угадай, чего не стало. Далее увеличивать количество картинок.
  • Развивать сенсорное восприятие. В этом случае нужно дать возможность ребенку потрогать, понюхать, увидеть глазками предмет или сразу несколько предметов для сравнения: большой-маленький, круглый-квадратный-треугольный. Показать и объяснить, что такое трапеция, пирамида, конус, цилиндр, попросить ребенка найти в комнате предметы, похожие на эту фигуру. Также можно раскатать из теста и испечь печенье разного размера, формы и украсить кондитерскими посыпками разных цветов.
  • Формировать представление об образе цифр, математических знаков и отражения их понятия в речи. Лучше всего смастерить цифры разного размера из поролона, пенопласта, картона, ткани, слепить из глины или пластилина. Также можно изготовить знаки «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше» и дать ребенку возможность потрогать эти математические символы, чтобы пространственно и через органы осязания их запомнить. Затем найти похожие цифры, например «2» и «5», попросить поставить между ними нужный знак, «больше» или «меньше».
  • Развивать зрительную и слуховую память, аналитико-синтетическую деятельность. Здесь вашему вниманию я могу предложить множество игр, одна из которых: «Что общего». Например, показать ребенку картинки с изображением елки, кактуса, иголки, ежика и спросить, а чем они все похожи, что у них общего, что их объединяет. А вот игра «Угадай по описанию». Назвать признаки предмета, например: круглое, сладкое, красное, этот фрукт растет на дереве, что это? Или, например, игра «Парные картинки». Нужно дать ребенку набор картинок по одной из пары, а второй набор остается у взрослого. По очереди то взрослый, то ребенок описывают картинку, а его партнер угадывает, поднимая парный аналог картинки.
  • Развивать понимание математической терминологии в соответствии с содержанием и возрастом ребенка. Здесь очень хорошо подойдет в любом возрасте заучивание скороговорок, подкрепляя рисунком:

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

А также можно составлять слово, обозначающее математическое понятие (например «шесть»), из набора предложенных букв.

Это тот случай, когда ребенок не может выполнять счетные операции и арифметические действия. Что для этого необходимо делать:

  • Формировать счетную деятельность на примере несложных игр, например «Один, много», а также «Который по счету»: выставить разные игрушки в ряд и попросить назвать, а который по счету заяц, медведь, лиса и т.д.
  • Формировать умения выполнять арифметические действия, желательно наглядно. У Пети было два яблока, мама дала ему еще три, сколько яблок стало? Петя был мальчиком нежадным и угостил одним яблоком бабушку, сколько яблок тогда у него осталось? У школьников нужно использовать задачки с использованием знаков умножения и деления.
  • Развивать понимание математической терминологии через стишки и потешки.
  • Развивать умение пользоваться знаками и символами. Можно поставить в ряд нужные цифры и предложить ребенку расставить между ними необходимые знаки «+», «-», «=»,«х»,«:».
  • Активизировать аналитико-синтетическую деятельность через предложенные выше игры и упражнения.
  • Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие через те же игры, «Угадай, где звенит», «Читай по губам», также можно ребенку предложить найти нужный предмет на рисунке в условиях зашумления или наложения одного предмета на другой.
  • Развивать зрительную и слуховую память. Игры: «Угадай, чего не стало», «Повтори за мной» (цепочку из 3-5 слов), «Глухой телефон», а также разучивание стишков и скороговорок, сопровождая движениями.
  • Развивать лексику и грамматику, раскладывая и называя картинки по темам: обувь, одежда, овощи, фрукты, транспорт и т.д. Также здесь подойдет игра «Угадай чего не стало», «Один-много», «Из чего, какой», «Жадина».
  • Развивать связную речь через раскладывание сюжетных картинок и последовательный пересказ данной истории.

Источник: https://www.sites.google.com/site/diskalkuliashizuka/korrekcia-diskalkulii/igry-dla-korrekcii-diskalkulii

Дискалькулия у школьников | Блог Medical Note о здоровье и цифровой медицине

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение. Дискалькулия у младших школьников: упражнения для коррекции

О такой проблеме, как дислексия (избирательное нарушение способности читать и писать) слышали многие. А вот об ее «близкой родственнице», дискалькулии, которая характеризуется неспособностью к изучению арифметики, очень часто забывают.

Ирландские ученые в ходе одного из своих исследований проанализировали способности к математике у 2,4 тысяч учеников начальных классов. За детьми пристально наблюдали в течение нескольких лет, оценивая прогресс в обучении.

Диагноз дислексия был поставлен 108 ребятам, в то время как дискалькулия официально была диагностирована только у одного ребенка. Удивительно, но при проведении специфических тестов ученые обнаружили, что еще 112 школьников из исследуемой группы также страдают от дискалькулии.

Более века назад было доказано, что при повреждении теменной доли головного мозга у человека могут пропадать математические навыки. С помощью МРТ ученые выяснили, что за способность к вычислениям отвечает внутритеменная борозда. У пациентов с дискалькулией она гораздо короче среднего, а объем серого вещества в ней меньше.

Дискалькулия также часто связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Около 60% юных пациентов с СДВГ имеют проблемы с математикой.

Как вовремя заподозрить проблему?

У детей с таким диагнозом нарушается процесс счета. Они долгое время не могут научиться считать на пальцах, так как теряется сам смысл чисел. Мозг не понимает существования связи между числом и количеством.

Ребенок испытывает сложности с запоминанием номеров телефонов, не может правильно определять время на часах, плохо разбирается в графических схемах и диаграммах. Также ему трудно выполнять простейшие арифметические действия, определять, какую часть пространства (большую или меньшую) занимает предмет в коробке, считать деньги.

Для диагностики нарушения математических способностей необходимо обратиться к детскому психологу. Проводится специальное тестирование, которое позволяет определить вычислительные навыки, математическую беглость, количественное мышление и способность решать простейшие задачки в уме.

По результатам обследования будет поставлен диагноз, а также разработана программа для коррекции дискалькулии.

Борьба с дискалькулией: как тренировать мозг?

Многие родители реагируют на очередную двойку по математике крайне негативно, ограничивая ребенка в прогулках и развлечениях, отбирая у него гаджеты и заставляя все свободное время сидеть над ненавистными учебниками. К чему же приведет такая стратегия поведения? Чадо отдалится от мамы и папы, а проблема никуда не исчезнет.

Что же делать в таком случае? Прежде всего, стоит показать ребенку, что родители находятся на его стороне и будут оказывать максимальную поддержку. Отношения налажены, взаимопонимание достигнуто — можно двигаться дальше.

Вторым этапом служит коррекция программ обучения. Так как в большинстве случаев школа не может подстроиться под индивидуальные потребности каждого ученика, об этом придется позаботиться родителям.

Можно ли «накачать» мозг подобно тому, как качают мышцы в спортивном зале? Ученые говорят, что это вполне реально. Следует начать с малого: развивать способность зрительно оценивать количество предметов.

Для этого лучше использовать одинаковые объекты (шарики, мелкие игрушки, горошины или пуговицы). Их нужно раскладывать по двум или более емкостям и учить ребенка определять, где больше предметов.

Программисты разработали для детей с дискалькулией специальные компьютерные игры. The Number Bonds и Graphogame-Math показывают высокую эффективность и помогают многим школьникам в освоении арифметики.

Дискалькулия — не помеха успеху: истории из жизни

Нужно понимать, что из малыша с дискалькулией не получится нобелевского лауреата в области математики. Основная цель — это научиться использовать числа в повседневной жизни, овладеть простейшими навыками счета и успешно сдать итоговый экзамен. Но означает ли это, что ребенок не добьется успеха в других сферах?

Эйдан Мильнер — один из «счастливчиков» с дислексией и дискалькулией. Учителя начальных классов считали его ленивым и недалеким, пророчили мальчику не самое радужное будущее и отказывались верить в существование таких диагнозов.

Эйдан обратился за помощью в Университет Виктории в Канаде, где для него разработали индивидуальную программу обучения. Мильнер получил образование в сфере геологии и вполне успешен в своей профессии.

Родители и учителя Ингрид Купейро и вовсе не были уверены, что она сможет окончить хотя бы среднюю школу, настолько серьезными были ее проблемы с математикой. Девушка обратилась в государственное учреждение по профессиональной реабилитации, чтобы хоть как-то спланировать свое ближайшее будущее.

Специалисты помогли Ингрид подготовиться к экзаменам и поступить в колледж. Девушка преуспела в обучении, получив степень бакалавра гуманитарных наук в колледже Майами-Дейд и степень бакалавра в области коммуникационных искусств Международного университета Флориды.

Дискалькулия — неприятная проблема, однако она никак не влияет на возможность ребенка реализовать себя в других сферах деятельности. Ученые считают, что такие люди способны чаще выходить за рамки и мыслить в другой плоскости, что позволяет им добиться успеха в самых разных областях.

Источник: https://blog.mednote.life/articles/children/diskalkuliya-u-shkolnikov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.