Как определить ударная буква или безударная. Гласные звуки

Содержание

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Как определить ударная буква или безударная. Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.

Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.

Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]

Исключением является буква «и» в положении после шипящих согласных – ц, ш, ж (мы слышим звук [ы], а пишем и). Например:цирк [цырк], шип [шы́п]. 

В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.

Например: моря́ [мар’а́] – пишем о, а произносим [а].

Таблица гласных букв и звуков

БуквыЗвуки
В ударном положенииВ безударном положении
а[а́]  лавр [лавр][а]  ло́дка [ло́тка]
е[’э́]  те́сто [т’э́сто][и]  весло́ [в’исло́][э]  мо́ре [мо́р’э]
ё[’о́]  пёс [п’ос]не бывает
и[’и́]  мирт [м’ирт][ы]  цирк [цырк][’и]  свисто́к [св’исто́к][ы]  цита́та [цыта́та]
о[о́]  торт [торт][а]  вода́ [вада́]
у[у́]  стул [стул][у]  пурга́ [пурга́]
ы[ы́]  пры́гнул [пры́гнул][ы]  прыжо́к [прыжо́к]
ю[’у́]  лю́стра [л’у́стра][’у]  слюна́ [сл’уна́]
я[’а́]  пять [п’ат’][’а]  пла́мя [пла́м’а][’и] пята́к [п’ита́к]

Гласные е, ё, ю, я, и смягчают предыдущие согласные (кроме твёрдых непарных согласных). В фонетической записи мы обозначаем мягкость согласного значком [’].

Например: весна́ [в’эсна́], клён [кл’он], свист [св’ист]

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать по два звука – согласный звук [й] и гласные звуки:

1).в начале слова:

е: [й’э] ель [й’эл’]

    [й’и] езда́ [й’изда́]

ё: [й’о] ёж [й’ош’]

ю: [й’у] ю́бка [й’у́пка]

я: [й’а] яд [й’ат]

    [й’и] язы́к [й’изы́к]

2). после гласных звуков или в начале слога:

е: [й’э] прие́хали [пр’ий’э́хал’и]

    [й’и] твоему́ [твай’иму́]

ё: [й’о] поё́т [пай’о́т]

ю: [й’у] пою́т [пай’у́т]

я: [й’а] стоя́т [стай’а́т]

    [й’и] заяви́л [зай’ив’и́л]

3). после разделительных твердого и мягкого знаков – Ъ, Ь (кроме всех перечисленных букв, два звука в этом случае обозначает также буква И):

е: [й’э] съел [с’й’эл]

    [й’и] уче́нье [уч’э́н’й’и], съеди́м [с’й’ид’и́м]

ё: [й’о] пьёт [п’й’от], объё́м [аб’й’о́м]

ю: [й’у] вью́га [в’й’у́га]

я: [й’а] семья́ [с’им’й’а́]

    [й’и] семьяни́н [с’имй’ин’и́н]

и: [й’и] воробьи́  [вараб’й’и́]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Алфавит

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 5, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 113, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 1, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 8, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 23, Полякова, Учебник

Упражнение 25, Полякова, Учебник

Упражнение 30, Полякова, Учебник

Упражнение 10, Чуракова, Учебник

Упражнение 12, Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 135, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 86, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 51, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 50, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 28, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 36, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 40, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 45, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 148, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 154, Полякова, Учебник, 1 часть

3 класс

Упражнение 265, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 87, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 95, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 37, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 28, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 123, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 38, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 253, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 107, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 109, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 146, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 6, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

5 класс

Упражнение 264, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 1, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 182, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 192, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 193, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 213, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

7 класс

Упражнение 17, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 23, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 28, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 34, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/78

Безударные и ударные звуки: учим ребенка проверять гласные в корне слова

Как определить ударная буква или безударная. Гласные звуки

Проблемами правописания сегодня начинают заниматься уже с раннего возраста: во многих детских садах есть группы подготовки к школе, на которых малыши изучают азы грамоты – понятия буквы, звука, слога, ударения. И это не случайно, ведь эти знания необходимы первокласснику. Одна из распространенных проблем – безударные и ударные гласные звуки. Как их различать? Как проверять сомнительные гласные в корне?

Как отличить ударный звук?

Ребенку 5–6 лет часто бывает непонятно, по какому принципу мы, взрослые, отличаем ударные и безударные звуки. И наши объяснения о том, что ударный слог – это сильный, на него ставится ударение, акцент при произношении, ему могут ни о чем не говорить. Как объяснить это более понятно?

Есть простые способы:

  • Попросить ребенка говорить, держа ладошку у подбородка. На каком звуке подбородок касается руки сильнее, тот – ударный.
  • Объяснить, что ударный звук всегда звучит и пишется одинаково, а безударный – не всегда.
  • Предложить «позвать» слово. Ударный слог будет самым протяжным, и слово при этом не искажается (кАААпуста или капУУУста?).

При этом не стоит путать понятия – «можно протянуть» и «самый долгий, потому как протянуть можно любой гласный звук – на то он и гласный. А вот ударение всегда выдает именно протяжность произношения.

И еще. Дошкольник или школьник должен четко знать, что ударный слог в любой лексеме всегда только один. И ударение падает на произносимый звук, а не на букву. Буква – это просто графическое изображение фонетической единицы.

Для усвоения и закрепления понятия ударения существуют различные игры. Например, можно произносить слоги, направляя выдох на пламя свечи. Ребенок наглядно увидит по колебаниям пламени, сколько слово содержит слогов и который из них ударный.

Можно показать малышу важность правильной постановки ударения, приведя примеры омонимов, которые пишутся одинаково, а в устной речи различимы только ударным слогом.

Увидеть, что сильная позиция иногда «плавает» по частям лексемы, дошкольник может, играя во француза (как известно, во французском языке ударная позиция строго закреплена за последним слогом). То есть ему нужно попробовать назвать разные предметы именно таким способом.

Если малыш не видит (вернее, не слышит) разницы между молОко и молокО (а возможно, просто не имеет представления о том, как правильно его нужно произносить), не торопитесь «загружать» его ударными слогами.

Займитесь культурой речи, тренировкой правильного произношения слов, развитием фонематического слуха. Как можно больше провоцируйте его называть предметы или действия, в ударении которых он путается. Исправляйте, показывайте правильный пример.

То есть развивайте в нем способность говорить и слышать ударение правильно. Только после этого имеет смысл объяснять ему, как «звать» слова.

Орфограмма – безударный гласный звук в корне

Научившись определять ударение, ребенок может освоить и основную орфограмму, связанную с ним: безударная гласная в корне.

Чтобы малышу было легче понять, что такое орфограмма, ему можно объяснить это так: орфограмма – самый «ошибкоопасный» звук слова, место, где чаще всего можно допустить неверное написание, потому что приходится выбирать из нескольких вариантов правильный.

Чтобы его выбрать, орфограмму нужно проверить. Безударный звук в корне проверяют ударением (ведь именно под ударением произносится и пишется звук одинаково). Для этого нужно подобрать проверочное слово. Это измененное проверяемое слово или другое однокоренное, родственное и близкое по смыслу слово, где слабая позиция меняется на сильную, ударную.

Соответственно, чтобы воспользоваться этим правилом верно, малыш должен уметь:

  • различать согласные и гласные звуки;
  • находить гласные в сильной и слабой позиции;
  • переносить ударение с одной части лексемы на другую;
  • определять, в какой именно ее части находится слабый звук;
  • изменять форму слова, подбирать к нему несколько однокоренных, выбирать из всех этих вариантов тот, который может выступить проверочным.

Затруднения вызывает тот факт, что, к сожалению, данная орфограмма не предусматривает готового алгоритма с графическим образцом правильного написания, а подразумевает его самостоятельный подбор. Для этого малыш должен знать и понимать, что, чем и как нужно проверять в каждом конкретном случае.

Какие трудности могут возникнуть?

И вот тут начинаются основные сложности. Причины частых ошибок различны, но основные из них следующие:

  • ребенок не может найти в тексте слово, в котором есть безударная фонема;
  • не может вычленить корень, чтобы найти в нем орфограмму;
  • у него не получается изменить слово, чтобы звук стал в ударную позицию;
  • у малыша скудный словарный запас, в котором отсутствуют подходящие для проверки слова.

Чтобы со всем этим справиться, помимо обязательного расширения словарного запаса, необходимо выполнять упражнения, которые решают различные задачи: учат находить слова, отвечающие данной орфограмме, пользоваться самим правилом, использовать его свободно при написании любого текста.

Если ваше чадо еще не знает, обратите его внимание на то, что буква Ё всегда обозначает ударный звук. Это поможет ему никогда не допускать ошибок в словах, которые ее содержат.

Виды упражнений

Какие же упражнения могут помочь в данной ситуации? Чем они разнообразнее, тем лучше. Направлены они могут быть на разные аспекты развития понимания орфограммы:

  • Нахождение слов, подпадающих под данную орфограмму (поиск безударных и ударных фонем в разных частях слова, сопоставление графического изображения и написания фонем в слабой и сильной позиции в корне слова, поиск орфограмм среди однокоренных слов, в предложениях, различных текстах).
  • Практическое применение правила – отработка умения находить проверочные слова по нужным признакам (сопоставление слов с ударной и безударной позицией фонемы в корне, выбор проверочных слов из некоторого числа однокоренных, из различных форм слова, выбор проверочного слова, обозначающего сам предмет, его признак, действие; различение проверочных слов, которые являются измененной формой слова и однокоренным словом, подбор нескольких проверочных слов).
  • Общее развитие речи с упором на тему ударения (изучение однокоренных слов, развитие навыка подбирать нужное значение слова в процессе подбора к нему ряда однокоренных, изучение многозначных слов, прямого и переносного значения, антонимов, синонимов, тренировка составления словосочетаний, предложений, выполнение заданий при списывании или под диктовку).

Если родителям не удается правильно подобрать тексты для таких упражнений или организовать занятия, ребенку непонятно или неинтересно, на помощь могут прийти обучающие мультики.

К счастью, качественных мультфильмов педагогического направления в Сети сегодня можно найти немало. В доступной и увлекательной игровой форме в них малыш может найти ответы на все вопросы по теме ударения.

При этом информация усвоится гораздо легче, поскольку подается она не в форме скучного урока, а в виде игры с участием веселых, любознательных персонажей.

К сожалению, человеческая речь не вписывается в рамки точной науки. Это живая, подвижная система, очень многое в которой происходит по законам гармонии, чувства стиля, даже интуиции. Это не точные формулы, как, например, в математике.

Наверное, именно поэтому чаще всего проблемы у детей возникают именно при изучении языка, а не вычислений.

А значит, занятия по всестороннему развитию речи детей – одна из первоочередных задач каждого родителя, который претендует на звание любящего и заботливого.

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/bezudarnye-zvuki

Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с орфографическим словарём. урок. Русский язык 1 Класс

Как определить ударная буква или безударная. Гласные звуки

Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, разгадаем кроссворд. Для этого будем по вертикали записывать слова в пустые клеточки, отгадав их по значению.

Рис. 1 .Кроссворд

  1. Звуки я слышу, а буквы буду ?… 
  2. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
  3. Звуки, которые образуют слог.
  4. Значки для записи звуков.
  5. Пишем и читаем буквы, а произносим и слышим…?
  6. Наименьшая произносительная единица.
  7. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.

Проверим себя.

Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом

В выделенных клетках по горизонтали у нас получилось слово ПРАВИЛО. 

Повторим: речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

Ударные и безударные гласные

Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.

Рис. 3 (Источник)

Рис. 4 (Источник)

Рис. 5 (Источник)

Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цветы, сосна, мячи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.

Гласные под ударением – ударные гласные – находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, – в слабой позиции. Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos – правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография – (от греческого слова: «ортос» – правильный, и «графо» – «пишут») – правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы – слышу И, что писать? И или Е ?

вода, трава – слышу А, что писать? А или О ?

мячи, ряды – слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод – в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон – в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море – моря, стол – столы, слон – слоны. Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят – найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки – к ? тята. Кошка – О, значит котята тоже О.

У тигра – т ? грята. Тигр – И, значит тигрята тоже И.

Вот слон . У него сл ? нята. Слон – О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг:  Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть – какие они?

2 шаг:  Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг:  Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Рис. 6. Проверка безударного гласного (Источник)Рис. 7. Проверка безударного гласного (Источник)

Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.

Рис. 8. Сова (Источник)

Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки – сова или сава? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на совы, Теперь под ударением О, значит, напишем сова. Далее действуем так же.

Рис. 9. Клёст (Источник)

Рис. 10. Дрозд (Источник)

Рис. 11. Журавль (Источник)

Рис. 12. Грач (Источник)

Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?

Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?

Рис. 13. Воробей (Источник)

Рис. 14. Соловей (Источник)

Рис. 15. Ворона (Источник)

Рис. 16. Сорока (Источник)

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём, с помощью которого можно проверить орфограммы.

Рис. 17. Орфографический словарь (Источник)

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное – не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове – опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук Причиняет много мук. Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.

Рис. 18. Проверка безударного гласного (Источник)

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник). 
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник). 
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
  2. Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха – какая шапка? (м.ховая – Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая – А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная – Е).
  3. Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва – слово – О, зв.зда – звезды – Е, ш.ры – шар – А, б.льной – боль – О, ц.почка – цепь – Е.)
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/udarnye-i-bezudarnye-glasnye-zvuki-znakomstvo-s-orfograficheskim-slovaryom

Гласные звуки в русском языке – виды и особенности произношения

Как определить ударная буква или безударная. Гласные звуки

21.12.2019 Автор поста: Алексеева Анна Игоревна

В русском языке существует 2 группы звуков: гласные и согласные. Гласные звуки произносятся открыто, потоку воздуха при их звучании ничего не мешает, активное участие в их произношении принимают ые связки, челюсти и губы.

Какие бывают гласные звуки? Статья расскажет об отличительных признаках и видах гласных звуков, способах их проверки и особенностях фонетического разбора.

Основные виды гласных

Русская речь включает всего 6 гласных звуков: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. Им соответствуют 10 букв русского алфавита: а, я, и, о, ё, у, ю, ы, э, е. Гласные звуки – тянущиеся, поющие, в отличие от согласных они звучат чисто, без помех. Считаются слогообразующими – по их количеству в слове считают слоги.

Каждый гласный звук имеет свою артикуляцию:

  • [а] – рот полностью открыт, губы и нижняя челюсть не напряжены, мягкое небо слегка приподнято, язык спокойно лежит за нижними зубами;
  • [и] – губы в широкой улыбке, язык упирается в нижние зубы;
  • [о] – губы округлены и немного вытянуты вперед воронкой, воздух выходит широкой струей;
  • [у] – губы вытянуты в узкую трубочку, язык оттянут назад;
  • [ы] – губы в полуулыбке, нижняя челюсть выдвинута вперед, верхние и нижние зубы обнажены, кончик языка оттянут назад;
  • [э] – нижние зубы обнажены, язык находится у нижних резцов, мягкое небо приподнято.

Некоторые гласные звуки имеют определенные особенности употребления в речи.

  • [ы] – не встречается в начале слов, за исключением звучания в начале некоторых имен собственных иностранного происхождения (Ыйсмяэ – район Таллина, Ылыджа – город в Турции, Ынталы – озеро и село Казахстана). Звук [ы] используется только после твердых согласных: стык [стык], выдра [выдра], клык [клык];
  • [и] – звучит только после мягких согласных. Даже если буква «и» пишется после твердых согласных «ж», «ш», «ц», произносится она, как [ы] (цифра [цыфра], цирк [цырк], шина [шына]). Точно также буква «и» читается, как [ы], если она стоит в начале слова после предлога, оканчивающегося на твердую согласную (из игры [из-ыгры], от избы [ат-ызбы]);
  • [э] – встречается преимущественно после мягких согласных (дверь [дв’эр’], крем [кр’эм], вера [в’эра]). [Э] употребляется после твердых согласных в аббревиатурах (ТЭЦ [ТЭЦ], АПЭК [АПЭК]), в некоторых иностранных словах (тест [тэст], претензия [пр’итэнзий’а]) и после [ж], [ш], [ц] (жерло [жэрла], шерсть [шэрст’], центр [цэнтр])

Ударные и безударные гласные звуки

Одни гласные в слове звучат ярко, слышатся четко, с их написанием обычно нет проблем. Другие, наоборот, практически незаметны, звучат слабо, услышать и определить их достаточно сложно.

Это происходит из-за ударения. В каждом слове есть одно (иногда два – у сложных слов) ударение. Оно падает на определенный слог. Гласный звук этого слога становится ударным, а остальные звуки слова – безударными.

Обратите внимание! Предлоги чаще всего ударения не имеют. Иногда они перетягивают ударение от слов, идущих за ними. При этом само слово утрачивает свое ударение: на́ зиму, за́ руку, по́д гору.

Ударные гласные звуки более длинные, звонкие. Они сильнее, громче и четче безударных: поро́г [парО́г], соба́ка [сабА́ка], коро́ва [карО́ва].

Безударные гласные, наоборот, более слабые, тихие. При произношении они редуцируются качественно и количественно. Количественная редукция выражается в их укорачивании (безударные звуки в 1,5-3 раза короче ударных), а качественная – в нечеткости звучания.

Например, в слове «хворост» вместо безударной «о» во втором слоге мы слышим [а] – [хво́рАст], в «часы» – вместо «а» слышится [и]» – [чИсы́], в слове «конфета» в первом слоге звучит [а] вместо «о» – [кАнф’э́тА].

Из-за этого именно в безударных гласных при письме чаще всего допускаются ошибки.

На заметку! Не теряют качественных характеристик в безударной позиции звуки [и], [ы], [у]. Исключением считается «и» в начале слова после предлога: от игры [ат-ыгры́], из икры [из-ыкры́].

Гласные звуки [а], [о], [э] редуцируются качественно следующим образом:

  • в предударной позиции после твердых согласных звучат, как [а]: по́л [пО́л] – на полу́ [пАлу́], ко́злик [кО́зл’ик] – козе́л [кАз’о́л], ко́со [кО́са] – косо́й [кАсо́й];
  • в предударном положении после мягких согласных принимают звук [и]: ме́л [м’Э́л] – мело́к [м’Ило́к], наря́д [нар’А́т] – наряди́л [нар’Ид’и́л], зе́лен [з’Э́л’ин] – зелё́ный [з’Ил’о́ный’];
  • в остальных безударных слогах изменяются сильнее. Благодаря этому еще сложнее выявить звук, в который они преобразуются. В транскрипции их обозначают либо [ъ] – после твердых согласных, а [ь] – после мягких, либо так же, как в случае предударного положения ([а] или [и] соответственно).

Йотированные гласные

Гласных звуков в русском языке меньше (6), чем букв (10)? Такое несоответствие объясняется существованием йотированных гласных.

Что такое йотированные гласные? Это буквы, которые могут произноситься с помощью двух звуков (согласного [й] и соответствующего гласного). Всего 4 йотированных русских гласных: Е, Ё, Ю, Я.

При йотировании они звучат, как [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Йотированные гласные проявляют себя в 4-х случаях:

  • в начале слова: якорь [й’акар’], юла [й’ула], ёлка [й’олка];
  • после другой гласной: пиявка [п’ий’афка], поел [пай’эл], поют [пай’ут];
  • после «ь»: воробья [вараб’й’а], пьёт [п’й’от], лье [л’й’э];
  • после «ъ»: подъезд [падй’эст], изъян [изй’ан], объем [абй’ом].

После согласных звуков гласные Е, Ё, Ю, Я звучат, как [‘э], [‘о], [‘у], [‘а], а стоящая перед ними согласная смягчается: тесто [т‘эста], варяг [вар‘ак], плюшка [пл‘ушка].

Важно! Буква «ё» ([‘о]или [й’о]) в корнях однокоренных слов соотвествует безударной букве «е» ([‘и] или [йи]): ежи́ха [йИжи́ха] – ё́ж [йОш], полете́л [пал’Ит’э́л] – полё́т [пал’О́т].

Фонетический разбор и транскрипция гласного звука

Фонетический разбор гласного предполагает составление транскрипции в квадратных скобках и описание признаков звука. В описании указывается гласность и ударность или безударность.

Помните о следующих особенностях транскрипции гласных:

  1. Буквы А, О, У, Э, Я, Ё, Ю, Е в ударном положении соответствуют звукам [а], [о], [у], [э]. Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначаются ими после согласных (ря́д [р’ат], полё́т [пал‘о́т]), при йотировании (после гласных, «ъ», «ь») – звуками [а], [о], [у], [э] в совокупности с [й]: я́года [й’а́гада], подъё́м [падй’о́м].
  2. В безударном положении после согласных буквы А, О, Я, Е, Э обозначаются звуками [а] или [и], в зависимости от твердости или мягкости предшествующего им согласного: пото́п [пато́п], пята́к [п‘ита́к]. Безударные йотированные буквы Я, Е образуют звук [й’и]: еда́ [й’ида́], баяни́ст [бай’ини́ст].
  3. Буквы И, Ы, У, Ю в безударном положении соответствуют тем же звукам, что и в ударном: пило́т [п’ило́т], сыпу́чий [сыпу́ч’ий’], любо́вь [л’убо́в’].
  4. Буква И после твердых согласных Ж, Ш, Ц, а также в начале слова после предлога, оканчивающегося на твердую согласную, обозначается звуком [ы]: жилье [жыл’й’о], шило [шыла], цитата [цытата], под илом [под-ылом].
  5. Согласные, находящиеся перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я, отмечаются апострофом: петух [п’етух], вялый [в’алый’], люк [л’ук].

Проверка гласных

Из-за того, что гласные в безударном положении становятся нечеткими и приобретают редуцированный звук, в их написании часто совершают ошибки. Поэтому важно знать, какие существуют способы проверки безударных гласных.

Если есть сомнения в правильности написания безударной гласной, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором на нечеткий звук будет падать ударение. Это можно сделать двумя способами:

  1. Изменив форму слова.
  2. Подобрав однокоренные слова среди других частей речи.

Чтобы проверить безударную гласную, нужно сначала попробовать изменить слово по:

  • числу: нога́ [нАга́] – но́ги [нО́ги], коза́ [кАза́] – ко́зы [кО́зы], стога́ [стАга́] – сто́г [стО́к], блоха́ [блАха́] – бло́хи [блО́х’и];
  • падежу: нет пирога́ [п’ирАга́] – пиро́г [п’ирО́к], на слона́ [слАна́] – сло́н [слО́н], под столо́м [стАло́м] – сто́л [стО́л];
  • роду: моя́ [мАй’а́] – мой [мО́й’], волчица́ [вАлч’ица́] – во́лк [вО́лк], твоя́ [твАй’а́] – тво́й [твО́й];
  • времени или форме глагола (совершенной/ несовершенной): приобрести́ [пр’иабр’Ист’и́] – приобрё́л [пр’иабр’О́л], завяза́л [зав’Иза́л] – завя́жет [зав’А́жит], смотре́л [смАтр’э́л] – смо́трит [смО́тр’ит], замерза́л [зам’Ирза́л] – замё́рз [зам’О́рс].
  • уменьшительно-ласкательному типу: птене́ц [пт’Ин’э́ц] – пте́нчик [пт’Э́нч’ик], солове́й [салАв’э́й’] – соло́вушка [салО́вушка];
  • градации «маленький – большой» и наоборот: воробе́й [варАб’э́й’] – воро́бышек [варО́бышык], бочо́нок [бАч’о́нак] – бо́чка [бО́ч’ка], пирожо́к [пирАжо́к] – пиро́г [п’ирО́к];

Также проверку можно осуществить путем подбора однокоренных слов из других частей речи: зелё́ный [з’Ил’о́ный’] – зе́лень [з’Эл’ин’], желтизна́ [жЫлт’изна́] – жё́лтый [жО́лтый], бели́ть [б’Ил’и́т’] – бе́лый [б’Э́лый’].

А все ли гласные можно проверить? Существует ряд словарных слов, в которых невозможно проверить правописание безударных гласных с помощью подборки однокоренных слов, – их нужно запомнить. Правильное написание можно посмотреть в орфографическом словаре. Примеры: ребенок, волейбол, сноуборд.

Чередование гласных

Выбор той или иной гласной зависит не только от постановки ударения. В однокоренных словах порой могут употребляться  разные гласные из-за их чередования. То есть в зависимости от определенных факторов в одной ситуации в корне пишется одна буква, в другой – другая. Прежде всего это касается чередующихся гласных –е-/ -и-, -а-/-о-.

Чередование гласных может зависеть от:

  1. Ударения.
  2. Суффикса.
  3. Корневых согласных.
  4. Значения слова.

В таблице представлены правила, использование которых помогает в конкретной ситуации выбрать нужную из чередующихся гласных.

О-А
ПравилоЧередующиеся корниПримеры
Ударная гласная «а», безударная – «о»гар/ горЗага́р, уга́рный, загора́ть, горе́лый
Ударная гласная «а» или «о», безударная – всегда «о»клан/ клон, твар/ твор Покло́н, кла́няться, поклони́ться, склони́ться, творить, творение, тварь (искл. утварь)
Под ударением «о» или «а», без – всегда «а»зар/ зор, скак/ скокЗаря́, озаря́ть, озаре́ние, зо́ренька
По значению:«а» – опустить в воду, «о» – стать мокрыммак/ мок, мочМакать, взмокнуть, намочить
«а» – быть/ делать таким же (одинаковым), «о» – быть/ делать гладким, без изъяновравн/ ровнРавный, приравнять, ровный, выровнять (искл. ровня, поровну, ровесница, равнина, равнинный)
без ударения «а» – покрывать пятнами, «о» – обрызгать жидкостью. С ударением всегда «а».крап/кропКропи́ть, окропи́ть, крапле́ный, вкрапле́ния, покра́пывает (дождь), кра́пина
Перед суффиксом «а» корневая гласная «а», без него – «о»кас/кос, лаг/лог/лож КасАться, прикоснуться, полагАется, положить
Перед согласной –с- пишется «о», перед –ст- – «а»раст/ росРаСТение, пораСТи, пороСло, выроС (искл. Ростов, росток, ростовщик, Ростислав, отрасль)
Е-И
Перед суффиксом «а» корневая гласная «и», без него – «е»бир/бер, дир/ дер, мир/ мер, пир/ пер, тир/ тер, жиг/ жег, чит/ чет, стил/ стел, блист/блест, блеск, блещЗабирАть, берется, задирАть, дерется, умирАть, помереть, запирАть, припереть, вытирАть, подтер, зажигАть, обжег, перечитАть, зачет, застилАть , выстелю, блистАть, блестеть (искл. сочетать, сочетание)
«И» в словах, происходящих от глагола «висеть», «е» – от глаголов «весить» и вешать»вис/ весВисеть, зависать, повисать/ повесить, завесить, вывеска, занавеска

Чередование корней плов/ плав происходит по принципу везде «а», кроме слов «пловец» и «пловчиха».

Особенности артикуляции гласных звуковСсылка на основную публикацию

Источник: https://prochastirechi.ru/pravopisanie/glasnye-zvuki

Безударные гласные звуки в корнях. Гласные звуки ударные и безударные

Как определить ударная буква или безударная. Гласные звуки

В русском языке все звуки делятся на гласные и согласные. Гласных всего шесть – это «а», «о», «у», «и», «э», «ы». Они произносятся только при участии голоса, без участия шума. Могут образовывать слоги.

Бывают ударными и безударными. Гласные звуки – ударные и безударные имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе.

Кроме того, от наличия или отсутствия ударения зависят многие нормы обозначения гласных на письме буквами.

Гласные буквы «е», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я – йа, ю – йу и т. п. Также они наделены дополнительными функциями – обозначают мягкость согласного звука в письме.

Ударные гласные звуки

Ударным называется гласный звук, выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.

Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.

Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул – слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.

Безударные гласные звуки – что это?

Безударными называются гласные, не выделяемые голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергично, как ударные. Находятся в слабой позиции, и написание передающих их букв зачастую вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не подойдет, поскольку слышаться может совсем не то, что есть на самом деле.

Безударный гласный звукчастонаходится в измененном состоянии (состоянии редукции). И степень трансформации может зависеть от удаленности ударного гласного. Чем дальше – тем сильнее редукция.

Например, в слове “колобок” ударным является последний звук «о» – в третьем слоге. Ближайший к нему «о» (во втором слоге) слышится еще более-менее отчетливо, а отдаленный (из первого слога) практически теряется при произношении.

Его длительность в данном случае минимальна.

Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их трансформации удаленность от ударного почти не влияет (мумие, Буратино, мировая).

Исключение может составлять только «и» в начале слова после твердого согласного, на который оканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы».

Данная ситуация хорошо просматривается, например, в словосочетании «дым над избой».

Безударные гласные звуки в корнях. Правописание

Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков нередко вызывает сложности. Особенно проблематично бывает понять, какой буквой следует обозначить безударный гласный звук в корне того или иного слова.

Правописание таких корней выделяется в особый раздел грамматики и детально изучается в филологии. Выбор верной буквы зависит от разных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, проверочных слов, их происхождения и т. д.

Непроверяемые гласные в корнях

Самый сложный с точки зрения правописания случай – это безударные гласные звукив непроверяемых словах. Когда невозможно подобрать вариант с ударным корнем.

Правильные варианты в таких ситуациях остается только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть правописание.

К словам, подпадающим под этот раздел, относятся, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.

Проверяемые гласные в корнях слов

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав однокоренное слово, где на корень падает ударение.

Например, изменив слово «трава» на «травушка», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора – горный, вода – водный, дожди – дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке – великое множество.

  • Примечание: В том случае, когда в корне слова стоит буква, обозначающая ударный слог «йо» («ё»), в безударном варианте она сменится на «е». Например: мёртвый – мертвец, клёны – кленовый, расстёгнутый – расстегнуть.

Правописание корней в словах разного происхождения

Безударные гласные звуки в главных морфемах слов могут иметь разное буквенное выражение в зависимости от того, какое происхождение имеет данное конкретное слово.

Так, например, исконно русские слова часто отличаются полногласным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, огородить, оболочка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, ограда, облако.

Чередование безударных «а» и «о» в корнях

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях родственных слов. Один из вариантов чередования – «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:

  • Например, независимо от того, какая буква будет писаться под ударением, в безударной позиции почти всегда имеем корни «гор», «клон», «твор», «зар» и «плав»: загорелся, поклониться, сотворить, озаренный, сплавлять. Но есть исключения: выгарки, пригарки, утварь, зоревать, пловчиха, пловец, плывун и т. д.
  • От согласного, замыкающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «рос». Буква «а» предшествует «ст» или «щ», тогда как перед «с» обычно бывает «о». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, выросток и варианты, производные от них (ростовский, ростовщичество и т. д.), а также слово отрасль.
  • В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно бывает «о», а перед «к» – «а». Например: скакун, скакалка, выскочка, вскочить. Исключения составляют лишь слова вскачь, скачу, скачи и скачок.
  • Безударные гласные звуки в словах с корнями «лаг» и «лож» передаются на письме буквами, согласно следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «ж» – «о». Например: слагать, полагать, разлагается, сложение, положение, отложить. Исключение – полог.
  • На наличие или отсутствие суффикса «а» «ориентируются» такие корни, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу за корнем, то будет «кас», а если нет, то получится «кос». Например: касается, касательно, коснулся, прикосновение.
  • Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моч») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашка, намочить), а второй – в случае, когда имеется в виду погружение в жидкость (макать, обмакивать).
  • Морфемы «равн» и «ровн» тоже «равняются» на значение слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямота и гладкость, то «о» (подровнять, выровнять). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.

Буквы безударных гласных звуков «и» и «е» тоже могут чередоваться в корнях слов.

Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «жег», «стил» и «стел», «блист» и «блест», «мир» и «мер», «тир» и «тер», «дир» и «дер», «пир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а».

Если он есть по соседству с корнем, пишется «и», а если отсутствует – «е».

Примеры: побираться – заберет; прижигание – выжегшая; расстилается – стелить; блистательная – блестящий; замирать – замереть; оттирать – оттереть; отдирать – отдерет; отпирать – отпереть; почитать – вычет. Исключения: чета, сочетание, сочетать.

Примечание:

  • Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило).
  • Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).

Чередование буквы “а” (“я”) с буквосочетанием “им” (“ин”) в корнях

Буква “а” (“я”) чередуется в корнях с буквосочетанием “им” (“ин”) в корнях слов по такому правилу: если за корнем есть суффикс «а», то употребляется «им» или «ин». А если таковой отсутствует, то пишется «а» или «я». Например: принимать – принято, начинать – начато.

Гласные звуки – ударные и безударные – есть в каждом языке мира. И если с ударными, как правило, проблем не возникает, то безударные создают массу трудностей. С ними связано обычно огромное количество орфограмм. И правописание корней – только малая часть большого айсберга.

Источник: https://FB.ru/article/196984/bezudarnyie-glasnyie-zvuki-v-kornyah-glasnyie-zvuki-udarnyie-i-bezudarnyie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.