Понятие хозяйственной деятельности предприятия, его хозяйственные правоотношения, их характеристика. Понятие, признаки и виды хозяйственной деятельности

Хозяйственные правоотношения и участники хозяйственных правоотношений. Хозяйственная деятельность и ее виды

Понятие хозяйственной деятельности предприятия, его хозяйственные правоотношения, их характеристика. Понятие, признаки и виды хозяйственной деятельности

3.1. Понятие хозяйственных правоотношений их виды и признаки. Участники хозяйственных правоотношений

3.2. Понятие субъектов хозяйствования, других участников хозяйственных правоотношений и их хозяйственная компетенция

3.3. Понятие организации и осуществления хозяйственной деятельности. Два общих виды (как формы) хозяйственной деятельности

Понятие хозяйственных правоотношений их виды и признаки. Участники хозяйственных правоотношений

Хозяйственные правоотношения – это отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования и другими участниками отношений в сфере хозяйствования (ст. 1 ГКУ).

Разнообразие хозяйственных отношений вызывает необходимость их классификации (разделения на виды по разным критериям) по разным соображениям: нормотворчества (учет в процессе правового регулирования специфики определенных видов хозяйственных отношений), в учебных целях (изучение характерных признаков определенных видов хозяйственных отношений и связанных с этим особенностей их правового регулирования), для научных целей (исследование определенных видов хозяйственных отношений, поиску наиболее оптимальных путей их правового регулирования и представления соответствующих рекомендаций законодателю и практическим работникам).

Так в соответствии с ч. 4 ст. С ПСУ, хозяйственные правоотношения делятся на виды:

1) по характеру хозяйственных отношений на:

– Хозяйственно-производственные, имущественные и иные отношения, возникающие между СГ при осуществлении хозяйственной деятельности;

– Организационно-хозяйственные отношения, складывающиеся между СГ и учредителями (собственниками) есть субъектами ,, которые наделены организационно-хозяйственными полномочиями в процессе управления хозяйственной деятельностью, в том числе между СГ и органами, которые наделены хозяйственной компетенцией по контролю за соблюдением СГ правил в сфере хозяйствования (лицензирование, регистрации, налогообложения и т.п.) (ч. 6 ст. С ПСУ)

2) по сфере возникновения хозяйственные отношения на:

– Внутрихозяйственным (ч. 7 ст. С ХКУ), которые складываются между структурными подразделениями СГ, а также между СГ и его структурными подразделениями;

– Внешне-хозяйственными (межхозяйственными), которые возникают между отдельными самостоятельными субъектами хозяйствования;

3) в зависимости от взаимного положения сторон отношения бывают : – горизонтальные – складываются между юридически равными субъектами; – Вертикальные, в которых одним из субъектов является компетентный орган, в частности владелец имущества;

4) по отраслям народного хозяйства являются отношения: – в промышленности; – В области транспорта; – В капитальном строительстве; – Торговли сельском хозяйстве и т.д.,

5) по критерию сферы экономики отношения, складывающиеся – в государственно-коммунальном; частно-коллективном секторах экономики, а также специфические отношения в сфере приватизации государственного имущества и тому подобное;

6) в зависимости от специальных правовых режимов, устанавливаемых в отдельных регионах для регулирования хозяйственных отношений, хозяйственные отношения возникают:

– В процессе организации и осуществления внешнеэкономической деятельности, в отношении иностранного инвестирования; концессионной деятельности; капитального строительства; инновационной деятельности; финансовой и лизинговой деятельности;

– Хозяйственные отношения, складывающиеся в специальных (свободных) экономических зонах или на территориях приоритетного развития между субъектами этих зон / территорий и органами управления;

– Хозяйственные отношения, возникающие на территориях со специфическим правовым режимом (специальной / свободной экономической зоны; государственной границы Украины; Чернобыльской зоны и др.);

– Хозяйственные отношения, возникновение которых обременено чрезвычайными обстоятельствами – военного положения, стихийного бедствия, чрезвычайных обстоятельствах.

Приведенные классификации имеют неоспоримое практическое значение при которых законодатель учитывает особенности упомянутых видов хозяйственных отношений в процессе их правового регулирования, текущего управления и контроля.

Так что в сфере хозяйствования возникают и функционируют разнообразные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования. Кроме таких непосредственно хозяйственных отношений существуют смежные хозяйственные отношения.

Смежные хозяйственные отношения

Смежные хозяйственные отношенияэто отношения в сфере хозяйствования, не имеют всех признаков хозяйственных отношений и не регулируются хозяйственным законодательством их разграничения с хозяйственными отношениями имеют существенное значение для законодательства.

К смежных хозяйственных отношений относятся (ст. 4 ХКУ):

– Имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и гражданами-потребителями для удовлетворения личных потребностей граждан в товарах, работах, услугах, регулируются ГК Украины и по своей экономической природе не являются хозяйственными, так как они только создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

Источник: https://studbooks.net/83864/pravo/hozyaystvennye_pravootnosheniya_uchastniki_hozyaystvennyh_pravootnosheniy_hozyaystvennaya_deyatelnost_vidy

2. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды Понятие и виды хозяйственных правоотношений

Понятие хозяйственной деятельности предприятия, его хозяйственные правоотношения, их характеристика. Понятие, признаки и виды хозяйственной деятельности

Хозяйственные правоотношения складываютсяотносительно непосредственногоосуществления хозяйственной деятельности или относительно руководства такойдеятельностью.

Хозяйственныеправоотношения —это урегулированные нормами праваобщественное отношение, которое возникаютв сфере непосредственного осуществленияхозяйственной деятельности илируководства такой деятельностью,характеризуются особым субъектнымсоставом, а также объединениеморганизационных и имущественныхэлементов.

Хозяйственные правоотношенияклассифицируют по следующим признаками.

1) По характеру правоотношений выделяют:

• отношения относительно непосредственногоосуществления хозяйственной деятельности;

• отношения относительно руководствахозяйственной деятельностью;

2) По взаимоположению сторон:

• горизонтальные;

• вертикальные;

4) По областям народного хозяйствования и сферами управления, в которых они возникают:

• правоотношения в области промышленности;

• правоотношения в области сельскогохозяйства;

• правоотношения в области транспорта;

• правоотношения в области капитальногостроительства;

Методы правового регулированияхозяйственных отношений

Методы правовогорегулирования хозяйственных отношенийэтоприменяемые законодателем способыправового оформления хозяйственныхотношений соответственно их свойствами целям правового регулирования, которыеотображают взаимное положение сторон,порядок принятия ими юридически значащихрешений, характер юридическойответственности в случае нарушенияправ и способы юридической защиты изаконных интересов сторон.

Различают четыре основных методаправового регулирования хозяйственныхотношений.

Метод предписанийпредусматриваетправо принятия юридически значащихрешений органом хозяйственногоруководства относительно подчиненногоему субъекта.

Метод автономныхрешений разрешаетсубъектам хозяйствования приниматьсамостоятельно.

Метод координацииобеспечиваетпринятие юридически значащих решенийпо согласию сторон, любая из которых невправе навязыватьсвои условия другой стороне.

Методрекомендаций предусматриваетиздание компетентными органамиадресованных субъектам хозяйствованияпредложений относительно определенного поведения в сфере хозяйствования.

Тема 3. Правовой контроль за хозяйственной деятельностью

1. Регулирование проверок деятельностипредпринимателей.

2. Защита правпредпринимателей при их нарушениинезаконными актами государственныхорганов.

3. Правовое регулирование малогопредпринимательства.

4. Упрощенная система налогообложения,учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

1. Регулирование проверок деятельностипредпринимателей.

Проверки деятельности предпринимателейрегулируются в соответствии с УказомПрезидента Украины “О некоторых мерахпо регулированию предприни­мательскойдеятельности” от 23.07.98 г.

Органы исполнительнойвласти, уполномоченные от именигосударства осуществлять проверку финансово-хо­зяйственной деятельностисубъектов предприниматель­скойдеятельности (далее — контролирующиеорганы), про­водят плановыеи внеплановыевыездные проверки.

Плановойвыездной проверкой считается проверкафи­нансово-хозяйственной деятельностисубъекта предприни­мательскойдеятельности, которая предусмотрена вплане работы контролирующего органа ипроводится по место­нахождению такогосубъекта или по месту расположенияобъекта собственности, относительнокоторого проводит­ся такая плановаявыездная проверка.

Внеплановойвыездной проверкойсчитается провер­ка, которая непредусмотрена в планах работыконтроли­рующего органа при наличиихотя бы одного из следую­щихобстоятельств:

а) по последствиям встречных провероквыявлены факты, которые свидетельствуюто нарушении субъектом пред­принимательскойдеятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательскойдеятельности не представлены вустановленный срок документы обязатель­ной отчетности;

г) субъект предпринимательскойдеятельности подал в установленномпорядке жалобу о нарушении законода­тельства должностными лицами контролирующегоорга­на при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;

е) проводится реорганизация (ликвидация)предпри­ятие,

Внеплановыевыездные проверкина основании, определенном в пункте“е”, проводятся только органамиго­сударственной налоговой службы иорганами контроль­но-ревизионнойслужбы в пределах их полномочий.

Вышестоящийконтролирующей органможет по собст­веннойинициативе проверить достоверностьзаключений нижестоящегоконтролирующего органа путем проверкидокументовобязательной отчетности субъектапредприни­мательскойдеятельности или заключений актапроверки, составленногонижестоящим контролирующим органом.

Контролирующиеорганы, которые имеют право про­водитьплановые и внеплановые выездные проверкифи­нансово-хозяйственной деятельностиС.П.Д.:

а)органы государственной налоговой службы—отно­сительно уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевыефонды, нена­логовых платежей;

б) таможенныеорганы— относительно уплаты ввоз­нойпошлины, акцизного сбора и налога надобавленную стоимость, которые взимаютсяв случае ввоза товаров на таможеннуютерриторию Украины в мо­мент пересечениятаможенной границы;

в) органы государственного казначейства,государст­венной контрольно-ревизионнойслужбы и органы госу­дарственнойналоговой службы в пределах их компетен­ции— относительно бюджетных займов, займови креди­тов, гарантированных средствамибюджетов, целевого использованиядотацией субсидий, других бюджетныхассигнований,

Плановыевыездные проверки проводятся всемикон­тролирующими органами одновременнов день, определен­ный органомгосударственной налоговой службы.Поря­док координации проведения такихпроверок устанавли­вается КабинетомМинистров Украины.

Источник: https://studfile.net/preview/5080539/page:5/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.