Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в россии. Машиностроение мира

Факторы размещения тяжелого машиностроения в россии

Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в россии. Машиностроение мира

6 марта 2015

Машиностроение является важнейшей отраслью народного хозяйства. Оно обеспечивает техникой и оборудованием все направления экономики, а также производит много бытовых предметов, необходимых человечеству в повседневной жизни. В этой статье раскрыты основные факторы размещения машиностроения и их значение для производства разных видов оборудования.

Машиностроение – ключ к развитию государственной экономики

Машиностроение занимает главное место в промышленном производстве и влияет на развитие всех отраслей хозяйственной деятельности. Оно характеризует научно-технический уровень страны и ее обороноспособность.

В развитых странах на машиностроение припадает около 35% внутреннего валового продукта.

Особенностью машиностроительной продукции этих стран является большое разнообразие товара наивысшего качества и его конкурентоспособность.

Состав машиностроительного комплекса и его особенности

Машиностроение имеет довольно сложную структуру и состоит из более 70 разных отраслей. Главными его направлениями считаются электроника, робототехника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, изготовление самолетов, локомотивов и вагонов.

Машиностроительный комплекс имеет ряд важных особенностей, от которых зависит размещение производственных мощностей. Во-первых, в этой отрасли решающее значение имеет степень развитости специализации (производитель выпускает один вид товара) и кооперирования (когда над производством товара работают несколько предприятий).

Во-вторых, существуют определенные факторы, влияющие на размещение машиностроения. В зависимости от специализации отрасли, их комбинация может отличаться. Например, автомобильный завод производит готовый транспорт, но для его изготовления использует детали, которые закупает у других предприятий.

В этом случае важным фактором размещения автомобилестроительного машиностроения является хорошо развитая транспортная сеть.

Факторы размещения отраслей машиностроения

Экономисты выделили основные факторы, которые существенным образом влияют на размещение машиностроения:

  • металлоемкость;
  • трудовые ресурсы;
  • сырьевая база;
  • наукоемкость;
  • территориальная концентрация;
  • потребительский фактор.

Практически для всех отраслей основными являются такие факторы размещения машиностроения, как наукоемкость и рабочая сила. Соотношение и количество других факторов для каждого вида машиностроения может существенно отличаться.

Например, развитость аграрного комплекса в стране способствует росту спроса на землеобрабатывающее оборудование. Таким образом, возникает потребность расширять сельскохозяйственное машиностроение.

Факторы размещения наукоемких отраслей (радиоэлектроника, вычислительные машины) сводятся к регионам, где находится достаточное количество квалифицированных специалистов и есть возможность проводить научные опыты и исследования.

Классификация машиностроительных отраслей

Одни и те же факторы размещения машиностроения для некоторых предприятий могут быть стратегическими важными, а на другие влияют лишь незначительно. По этому принципу экономисты разделили все отрасли машиностроения на три группы: тяжелое, среднее и общее.

Тяжелое машиностроение

Отрасли этого вида машиностроения характеризуются большими затратами на металл и небольшой трудоемкостью. К ним относится производство подъемно-транспортного, горнорудного, металлургического и шахтного оборудования, тяжелых станков, локомотивов и вагонов, крупных судов.

Все эти направления в комплексе являют собой тяжелое машиностроение. Факторы размещения таких предприятий – сырьевая база и потребитель. Так, в структуре производственных издержек этих заводов затраты на сырье и материалы составляют от 40 до 80%.

По этой причине они размещаются около металлургических предприятий и рынка сбыта.

В группе отраслей тяжелого машиностроения особое место занимает энергетическое машиностроение, которое производит генераторы, паровые турбины, котлы, двигатели для речных и морских судов.

Предприятия такого направления в основном размещаются в регионах с развитым машиностроительным комплексом, где работают высококвалифицированные кадры. По такому же принципу развивается производство кузнечно-прессового оборудования и тяжелых станков.

Как правило, такую технику выпускают маленькими партиями на заказ для машиностроительных предприятий страны или зарубежных контрагентов.

Ближе к потребителю размещаются такие отрасли транспортного машиностроения, как производство электро- и тепловозов, вагонов и судов. Так, судостроение тяготеет к морским портам, хотя эта отрасль имеет некоторые сложности.

Дело в том, что для строительства современных судов необходимо специальное оборудование.

Поэтому судостроение организовывается по принципу кооперирования с другими предприятиями, поставляющими детали, оборудование и даже готовые секции судов.

Среднее машиностроение

Главные факторы размещения машиностроения этой группы – квалифицированные кадры и энергоресурсы. Она включает производства с малой металлоемкостью и большими потребностями в трудовых ресурсах.

В группу среднего машиностроения входят предприятия, которые характеризуются узкой специализацией и связанностью с поставками от кооперативных предприятий.

Например, производство оборудования для полиграфической, пищевой и легкой промышленности. Главной отраслью среднего машиностроения является производство автомобилей.

Эта отрасль изготавливает также моторы, подшипники, электрооборудование и т. д.

Общее машиностроение

Эта группа машиностроения включает предприятия, которые специализируются на производстве машин и технологического оборудования для химической, нефтеперерабатывающей и лесной промышленности.

Также сюда относятся заводы, которые выпускают дорожные и отдельные виды сельскохозяйственных машин. В структуре себестоимости продукции такого типа наибольшую часть затрат составляет заработная плата рабочих (до 30%), остальные издержки – сырье, материалы и энергоресурсы.

Таким образом, размещение предприятий этой группы зависит от потребительского фактора, рынка сбыта и рабочей силы.

Для примера рассмотрим сельскохозяйственное машиностроение. Факторы размещения этой отрасли – потребительский спрос, сырьевая база, наличие развитого транспортного соединения. Приоритетное значение в развитии сельскохозяйственного машиностроения имеет потребительский фактор. Именно от наличия спроса на тракторы, комбайны и прочие аграрные машины зависят объемы и масштабы производства.

География машиностроения

Факторы размещения предприятий машиностроения играют решающую роль в экономике всех стран, включая всю мировую географию. Например, многие регионы Канады, Аргентины, часть Австралии, некоторые штаты США уже веками являются известными аграрными районами.

В этих местах существует стабильно высокий спрос на сельскохозяйственное оборудование и машины.

А стремительное омолаживание и прирост населения во многих странах Азии существенно повлияли на размещение на их территории предприятий, специализирующихся на производстве бытовой техники и радиоэлектроники.

Источник: .ru

Источник: https://laservirta.ru/%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81/

Факторы размещения машиностроения. Тяжелое машиностроение: факторы размещения

Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в россии. Машиностроение мира

Машиностроение является важнейшей отраслью народного хозяйства. Оно обеспечивает техникой и оборудованием все направления экономики, а также производит много бытовых предметов, необходимых человечеству в повседневной жизни. В этой статье раскрыты основные факторы размещения машиностроения и их значение для производства разных видов оборудования.

География машиностроения России в современных условиях

Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в россии. Машиностроение мира

Машиностроительный комплекс ежегодно увеличивает обороты.

В структуре машиностроения России 12 крупных комплексных отраслей, более 100 узкоспециализированных подотраслей, 22 тысячи предприятий.

Продукция отраслей этого комплекса нужна во всех регионах, она обеспечивает жизнедеятельность как жителей страны, так и самих предприятий. Соответственно, предприятия представлены по всей России.

И в то же время география машиностроения зависит от некоторых факторов.

Решающие факторы

Одним из основных факторов размещения машиностроения в наше время является наукоемкость. Без внедрения последних научных разработок производство конкурентоспособной продукции невозможно.

Поэтому многие отрасли тяготеют к районам, в которых концентрируются НИИ и конструкторские бюро.

Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Для станкостроения, а также для производства точных приборов нужны квалифицированные инженеры и конструкторы. Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей.

Производство точного крупногабаритного оборудования, а также оборудования, которое тяжело транспортировать (например, сельхозтехника), обычно располагают рядом с центром потребления такой продукции, чтобы уменьшить транспортные издержки.

Большую роль играет и кооперирование – процесс размещения предприятий, которые связаны между собой, на близком расстоянии друг от друга.

Места размещения предприятий

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный район.
  • Урал.
  • Сибирь.
  • Санкт-Петербург.

Горнодобывающее оборудование выпускают в основных угольных районах страны: на Урале (Екатеринбург, Копейск), Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск).

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки – специфический товар, который выпускают иногда даже штучно. Основное производство налажено в таких городах, как Екатеринбург, Воронеж, Коломна, Новосибирск.

Энергетическое оборудование не столько требовательно к базам сырья, сколько к профессиональной рабочей силе. Турбины и генераторы производят в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Дизели для судов в Брянске, Хабаровске и все том же Санкт-Петербурге. Дизельное оборудование для тепловозов – в Пензе и Коломне.

На заводах региона Урал сосредоточено производство техники для добычи полезных ископаемых, оборудования для доменных печей. Это обусловлено острой необходимостью данной продукции в этом регионе.

Оборудование для газовой и нефтедобывающей промышленности по тем же причинам размещено в Поволжье.

Одна из старейших отраслей – железнодорожное машиностроение. Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге.

Крупнейший район судостроения – побережье Балтийского моря (Выборг, Калининград, Санкт-Петербург)

Особенности географии машиностроения

Машиностроение – одно из самых территориально распространенных отраслей, представлено на территории всей современной России.

Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны. Это связано с тем, что здесь проживает 80 % населения, находятся основные НИИ, производится 90 % сельскохозяйственной продукции и большая часть черных металлов. Географическое размещение предприятий той или иной отрасли диктуется наличием трудовых ресурсов, сырьевой базы и спроса на продукцию.

Минусом такого размещения является слабая вовлеченность регионов России, расположенных за Уралом, в производство продукции машиностроения, при том что данные регионы богаты полезными ископаемыми и могут стать источниками сырья.

Перспективы развития отрасли в России вы можете посмотреть на видео “Машиностроение 24”

Загрузка…

Источник: https://greenologia.ru/eko-problemy/mashinostroenie/predpriyatij-v-rossii.html

Факторы размещения машиностроения

Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в россии. Машиностроение мира

Определение 1

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.

Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.

Основными факторами для всех отраслей являются:

  1. Трудоемкость. Производство машин требует большого объема труда. Поэтому многие отрасли располагаются в районах с большой концентрацией населения. Большие затраты труда присущи таким отраслям как станкостроение и приборостроение.
  2. Наукоемкость. В современном мире очень большой акцент делается на науку. Поэтому предприятия данной отрасли сконцентрированы в основном в центральных районах, обладающих высокоразвитой интеллектуальной базой (НИИ, конструкторские бюро, опытные заводы).
  3. Сырьевой фактор. Например, тяжелое машиностроение требует больших затрат металла, а значит предприятия данной отрасли будут располагаться вблизи месторождений данного сырья.
  4. Потребительский фактор. Продукция машиностроения очень разнообразна, и многие предприятия располагаются, ориентируясь на потребителя. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии, так как они достаточно тяжелы для транспортировки.
  5. Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин, оборудования и деталей осуществляется зачастую на дальние расстояния, то многие заводы располагаются близко к крупным транспортным магистралям.
  6. Территориальная концентрация

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.

К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.

География машиностроения

Наиболее значимым фактором размещения предприятий машиностроения служат традиции развития промышленности в конкретных географических условиях. Так, к примеру, в США сосредоточенны предприятия тяжелого машиностроения, так как здесь большое скопление металлургических и химических месторождений. Здесь располагаются самые крупные автомобильные и авиационные заводы.

Определенная география машиностроения прослеживается не только в отдельной стране, но и во всем мире.

Например, юг США, Австралия, Канада и часть Аргентины, всегда являлись районами, в которых отлично развито сельское хозяйство и производство пищевых продуктов. Что приводит к большому спросу на сельскохозяйственную промышленность и оборудования переработки пищевых продуктов.

Иногда определяющим фактором размещения того или иного производства является фактор производства. Это в основном относится к металлоемкому производству.

Главные черты размещения машиностроения

Машиностроение развито на всей территории России, но развито оно не одинаково.

Между западными и восточными странами разный уровень развития. Сложилось так, что большая часть производства сосредоточенна на Европейской части России. На эти районы приходится более 90% продукции.

Даже на Европейской части России производство развито не одинаково. 70% приходится на Урал, Центральную Россию и Поволжье.

Машиностроение располагается в основном в крупных городах, таких как Москва, Екатеринбург, Новосибирск и др.

География машиностроения России

Определение 2

Тяжелое машиностроение – это наиболее металлоемкая отрасль. В настоящее время на данную отрасль приходится 60% производимой продукции. Заводы в основном ориентированы на сырьевую базу и на район потребления.

Основными центрами размещения тяжелого машиностроения можно считать Центральный район, Урал (горнодобывающее оборудование), Сибирь, Санкт-Петербург (турбины и генераторы), Екатеринбург (кузнечнопрессовой оборудование).

Общее машиностроение отличается узкой специализацией, вовлеченностью в кооперирование, невысокое потребление металла, массовостью продукции.

Ведущей отраслью общего машиностроения является автомобилестроение, чьих заводов насчитывается более 200. Для данной отрасли важными факторами служат транспортное соединение, именно поэтому крупные мероприятия располагаются вблизи от крупных магистралей.

Главные центры выпуска легковых автомобилей сосредоточены в Тольятти, Москве, Ижевске. Среднетоннажные автомобили выпускаются в Нижнем Новгороде, Москве. Грузовые машины выпускаются в Набережных Челнах. Из Энгельса выходят троллейбусы, а Краснодар и Голицын занимаются выпуском автобусов.

Тракторная промышленность же сосредоточилась в сельскохозяйственных районах, таких как Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк.

Электротехническая промышленность располагается в районах с квалифицированной рабочей базой, крупными потребителями и специализированными научно-техническими организациями. В настоящее время крупные предприятия располагаются в Центральном районе, северо-западном и западносибирском.

Станко-инструментальная промышленность сосредоточенна в машиностроительных районах. Размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами производства являются Москва, Иваново, Рязань, Новосибирск и др.

Приборостроение сосредоточенно в основном в крупных городах (Москва, Московская область), так как данная отрасль требует много квалифицированных рабочих кадров и научно-исследовательскую базу.

Авиационная промышленность отличается наличием высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что сосредотачивает основное производство в центрах.

Современны грузовые и пассажирские самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже и др.

Более 90% продукции производится в Европейской части страны, так как здесь находится 80% населения, расположены НИИ. Минусом такого размещения является малая вовлеченность регионов, расположенных за Уралом, не смотря на то, что эти регионы довольно богаты сырьем.

Источник: https://spravochnick.ru/mashinostroenie/faktory_razmescheniya_mashinostroeniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.